г. Москва, ул. Сокольнический Вал, д. 52/5, офис 22;
Проспект Мира, д. 101с1, офис 221.
Пн-Пт 10:00 — 18:00
Сб, Вс — выходной

Коррупция всегда оставалась одной из важнейших проблем России во все периоды ее истории. Однако в годы, последовавшие после перестройки, в связи с нестабильностью экономики и законодательства, ее уровень возрос до небывалых ранее высот. Более того, на данный момент можно говорить о сформировавшемся у граждан менталитете, связанном с «культурой» дачи взяток, и множеством способов избежать наказания, как у тех, кто берет взятки, так и у тех, кто их дает. Немаловажным является тот факт, что в связи с большой сложностью многих процедур в РФ, от получения медицинской справки в поликлинике, до получения права на выполнение работ по государственному тендеру, решение этих вопросов без использования взятки чаще всего практически невозможно. Получается довольно комичная ситуация, когда для того чтобы получить «бесплатную» государственную услугу приходится заплатить за нее. Непрерывная борьба с коррупцией в Российской Федерации в последние годы начала набирать обороты, в связи с обеспокоенностью общественности ее высоким уровнем. Важно то, что в последние годы не только рядовые граждане, но и высшие должностные лица начали обращать внимание на эту проблему и искать способы ее решения.

Одним из таких способов можно назвать указ президента, вносящий изменения в Уголовный кодекс, касающийся изменений санкций, как за получения взятки, так и за ее дачу. В первую очередь следует отметить, что немаловажным фактором, послужившим толчком для подписания данного указа, послужили заявления лидеров ведущих мировых держав о том, что эффективная борьба с коррупцией возможна только совместными усилиями государств. В том числе Кристин Лагард (министр экономики и финансов Франции) указала на то, что коррупция обходится мировому сообществу в 5% ВВП, и искоренение ее – коллективный долг всех предприятий, организаций и правительств. Важно отметить, что Россия входит в число стран, находящихся в списке государств, с неблагоприятным инвестиционным климатом. Важнейшими факторами, влияющими на это обстоятельство, являются нестабильность законодательства и коррупция. Британский аналитический центр Maplecroft в 2010 году включил Россию в число одиннадцати стран с наибольшими рисками для потенциальных инвесторов. Новый указ вводит достаточно нестандартные санкции за совершение правонарушений, связанных с дачей и получением взятки, а также с посредничеством в этом процессе. Говоря о нестандартности, в первую очередь следует отметить то, что санкции носят дифференцированный характер. 

Поправки вводят 4 вида санкций, находящихся в зависимости от размера взятки:

1) Обычная взятка – до 25 тыс. рублей.
2) В значительном размере – от 25 тыс. руб. и до 150 тыс. рублей.
3) В крупном размере – от 150 тыс. руб. до 1 млн. рублей.
4) В особо крупном размере – свыше 1 млн. рублей.


Для обычных взяток предусмотрено наказание за ее получение в виде штрафа в размере от 25 до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности. Взятку от 25 до 150 тысяч считается уже «значительной», штраф 30—60-кратный или лишение свободы до шести лет. За «крупную» взятку, от 150 тысяч до 1 млн рублей, предлагается штрафовать в 70—90-кратном размере или приговаривать к лишению свободы на 7—12 лет. За взятки свыше 1 миллиона рублей штрафные санкции могут варьироваться от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки. Кроме того, во всех случаях не исключается и такая мера наказания, как лишение свободы от 3х лет (при минимальной сумме взятки) до 15 лет за взяточничество в особо крупном размере (которое также сопровождается наложением штрафа, многократно превышающего размер взяки). Важным новшеством является введение верхнего предела всех штрафов для преступлений связанных с дачей взятки, они не должны превышать 500 миллионов рублей.

Новые меры, согласно сказанному президентом в одном из его последних интервью, должны серьезно повлиять на ситуацию с коррупцией в стране. Согласно его словам лица, дающие и берущие взятки, должны понять, что они понесут ответственность не только в виде лишения свободы, но и в виде серьезных штрафов. Вместе с тем, глава МВД России Рашид Нургалиев подчеркнул, что при грамотном подходе и умелом использовании оперативно-розыскных средств, удастся серьезно снизить уровень коррупции в стране. Следует добавить, что для достижения желаемого результата необходима также слаженная работа органов следствия и судов, для того, чтобы лица, получающие взятки и дающие их, привлекались к ответственности.

Какое же влияние окажут данные изменения на жизнь простых граждан и предпринимателей? Во-первых, в след за ужесточением законов связанных с подобными преступлениями всегда следует серьезный кратковременный спад уровня коррупции, сопряженный с серьезным увеличением стоимости взяток. Согласно опросам, многие граждане уже ощутили это, в том числе, при попытках дачи взяток сотрудником дорожно-транспортной инспекции. Однако не следует забывать, что ответственность предусмотрена не только за получение взятки, но и за дачу взятки. Поэтому, гражданам следует быть внимательными и соблюдать законы, а не пытаться обойти их нарушение путем дачи взяток. Только таким способом можно будет серьезно исправить сложившуюся в стране ситуацию с коррупцией. Во-вторых, можно ожидать большого количества уголовных дел по статьям, касающимся взяток, так как по уже сложившейся практике после принятия изменений в законодательство, следует волна «показательных» дел по измененным или введенным в действие статьям.

Следует сказать, что само наличие кратности штрафа – потенциально коррупционный механизм. Если чиновника поймали за взяткой, то 80-100 кратный штраф может освободить его из тюрьмы, а меньший, уже нет. Сюда же можно и отнести оставленное на волю суда решение о том, отправлять ли лицо, участвующее во взятке, в тюрьму или оставить на свободе. Большинство лиц, берущих взятки, имеют широкие связи во всех структурах, включая судебную власть, а следовательно, это является широким полем для дачи взяток судьям. Ответственность обеих сторон в данном процессе и наличие кратности наказания как для взяткополучателей, так и для взяткодателей может вылиться в шантаж последних с целью повышения платы за оказание «услуги». Предыдущие попытки наказать лиц, дающих взятки, вызвали лишь негативные отклики в обществе, которое исходит из той позиции, что в большинстве случаев граждане «вынуждены» дать взятку, либо у них ее вымогают. Многие депутаты и политические деятели, в том числе заместитель руководителя фракции Справедливая Россия в Госдуме Светлана Горячева, считают, что замена реальных сроков штрафами позволит лицам, берущим взятки, уходить от наказания, и такая мера не приведет к видимым успехам, а лишь «узаконит» взятки. Также неизбежно возникает вопрос: откуда лицо должно будет брать средства для того, чтобы выплатить штраф, если его официальная зарплата гораздо ниже, чем сумма штрафа?

Одной из важнейших особенностей такого явления, как взяточничество, является латентность. Причиной же латентности, и, как следствие, сложности наказания за взятку, является желание участников преступления сокрыть его. Следовательно, одной из важных мер, которые следовало бы принять для повышения раскрываемости преступлений данной группы, является создание у участников взятки мотива содействовать раскрытию и расследованию данного преступления. Таким образом, устранив лиц берущих взятки можно значительно снизить общий уровень данных преступлений в государстве. В качестве примера можно привести реформу МВД, проведенную недавно в Грузи, где главной мерой борьбы стало увольнение со службы практически всех действующих сотрудников (в том числе высокопоставленных), а за работой новых (в число которых не нанимали бывших сотрудников МВД) первое время пристально следили агенты спецслужб. За взятку в размере пятидесяти долларов назначалась мера наказания в виде 10 лет лишения свободы, и данные процессы широко освещались по местному телевидению. В очень короткий срок доверие граждан к грузинской полиции повысилось до ошеломительных 87% (выше – только у грузинской Православной Церкви).

Некоторые исследователи также высказываются за такую экзотическую меру, как отчисления в виде части штрафа, в пользу лица, содействовавшего в уличении взяточника. В тех случаях, когда лица, участвующие во взятке, не находятся в близких личных или дружественных связях, это может стать действенной мерой в пресечении подобного рода преступлений.

Ключевым пунктом в борьбе с коррупцией является также то, что государство тщательно обходит стороной исполнение статьи 20 «Конвенции ООН по борьбе с коррупцией», которую РФ ратифицировала в 2006 году (целиком, за исключением статьи 20). В соответствии с данной статьей следует «признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Следовательно, государство должно проводить инспекции доходов государственных чиновников, их активов, недвижимости и прочего имущества на предмет того, на какие средства они приобретались. В случае несоответствия чиновник будет привлечен к ответственности. Все достаточно просто, ведь госслужащим запрещено иметь иные источники дохода, но по какой-то причине данный пункт не выполняется.

Между тем следует сказать, что причиной коррупции в России являются не только сами граждане, привыкшие к тому, что проще дать взятку должностному лицу, чем решать вопрос официальным путем, но и сама система, которая усложнена многочисленными процедурами, требованиями документов и заведомой невозможностью решить некоторые вопросы легальным способом. Единственным возможным вариантом решения этой проблемы является изменение самой системы, упрощение процедур и прозрачность всех процессов, происходящих в ней. Важным этапом этого процесса можно считать активное внедрение информационных и цифровых технологий в деятельность государственных предприятий и учреждений. Однако уход от ратификации 20й статьи «Конвенции ООН по борьбе с коррупцией» и отсутствие последовательного, жесткого применения новых законов о взяточничестве к высокопоставленным госслужащим создает в обществе мнение о том, что нынешние законотворческие инициативы являются, скорее, «рекламной акцией» действующей власти и частью начинающейся предвыборной кампании. Законодательной власти РФ не стоит останавливаться на достигнутом, так как проблему коррупции в Российской Федерации можно полностью решить только четкими, последовательными, а главное – скоординированными действиями всех ветвей власти, без оглядки на статус взяткодателя и взяткополучателя.

Документы